Рисунок1

ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ

В рамках этой программы льготное заёмное финансирование предоставляется на реализацию проектов, направленных на внедрение передовых технологий, модернизацию производства, создание новой конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции гражданского назначения с импортозамещающим и/или экспортным потенциалом

Рисунок2

КОМПЕКТУЮЩИЕ ИЗДЕЛИЯ

В рамках этой программы льготное заёмное финансирование предоставляется на проекты, направленные на модернизацию или организацию производства комплектующих изделий, повышающих уровень локализации конечной российской продукции.

КРИТЕРИИ ОТБОРА ПРОЕКТОВ

В рамках отбора проектов для финансирования со стороны Фонда осуществляется оценка проектов на соответствие следующим критериям:  

Для оценки соответствия проекта критерию «Рыночная перспективность и потенциал импортозамещения/экспортный потенциал продукта» осуществляется, в частности, экспертиза соответствия Проекта одному или нескольким из следующих параметров:

  • наличие рынка для продукта проекта;

  • положительная динамика развития рынка;

  • выпускаемая продукция имеет конкурентные преимущества относительно российских или зарубежных аналогов, представленных на рынке, или по своим технико-экономическим параметрам соответствует мировому уровню или превышает его;

  • сбыт выпускаемой продукции направлен на замещение импорта на внутреннем рынке, в том числе отнесение продукта к категории импортозамещающих согласно отраслевым планам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ;

  • сбыт выпускаемой продукции ориентирован на экспорт

Для оценки соответствия проекта критерию «Научно-техническая перспективность продукта и проекта, включая соответствие принципам наилучших доступных технологий» осуществляется, в частности, экспертиза соответствия Проекта одному или нескольким из следующих параметров:

  •  отнесение внедряемых новых технологий к приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, в частности, соответствуют перечню критических технологий, утвержденному указом Президента Российской Федерации № 899 от 07.07.2011;

  • новизна технических решений относительно российского технического уровня;

  • отнесение получаемой в ходе реализации проекта продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, производимых в Российской Федерации;

  • соответствие разработок и внедряемых технологий принципам наилучших доступных технологий, в том числе утвержденным информационно — технологическим справочникам по наилучшим доступным технологиям;

  •  наличие у получаемой в ходе реализации проекта промышленной продукции потенциала импортозамещения;

  • техническая реализуемость проекта;

  • наличие научно-технического задела и подтверждение прав Заявителя на него

Для оценки соответствия проекта критерию «Производственная обоснованность проекта и стратегическая заинтересованность компании в его реализации» осуществляется, в частности, экспертиза по следующим параметрам:

  • наличие производственных активов на территории России для внедрения результатов или наличие соответствующих мероприятий по созданию активов и бюджета в бизнес-плане;

  • отсутствие критической зависимости проекта от импортного сырья или комплектующих;

  • соответствие проекта основной деятельности компании и ее бизнес- стратегии, стратегическая важность проекта для компании, заинтересованность компании в его реализации;

  • наличие материально-технической базы для выполнения разработки у Заявителя;

  •  обоснованность графика и сроков мероприятий разработки нового продукта;

  • обоснованность бюджета на разработку нового продукта;

  • наличие необходимых для разработки компетенций, профессиональная репутация проектной команды Заявителя

  • наличие экспортного потенциала производимой продукции, обеспечивающего выход на мировой рынок и расширения присутствия на нем по следующим параметрам:
    — конкурентноспособность продукции на внешних рынках;
    -высокотехнологичность выпускаемой продукции

Для оценки соответствия проекта критерию «Финансово- экономическая эффективность и устойчивость проекта» осуществляется, в частности, экспертиза финансовых ресурсов Заявителя по следующим параметрам:

  •  обоснованность и достаточность планируемых финансовых ресурсов для реализации проекта;  

  • наличие в полном объеме необходимых финансовых ресурсов для реализации всего проекта с учетом суммы займа и обоснования объемов софинансирования со стороны третьих лиц;

  •  наличие в полном объеме необходимых финансовых ресурсов, достаточных для обслуживания и погашения займа Фонда Заявителем, в т.ч. за счет денежных потоков, генерируемых проектом, либо подтверждена возможность обслуживания займа Фонда за счет денежных потоков от текущей деятельности Заявителя;

  • сумма чистого дисконтированного денежного потока, генерируемого проектом (net present value, NPV), положительна;

  • бизнес-план содержит необходимую информацию с обоснованными оценками параметров, критических для достижения целей проекта, и не содержит внутренних противоречий

Для оценки соответствия проекта критерию «Финансовая состоятельность Заявителя» осуществляется, в частности, экспертиза по следующим параметрам:

  • устойчивое текущее и прогнозируемое на срок займа финансовое положение Заявителя;

  • отсутствуют признаки банкротства Заявителя;

  • положительная кредитная история Заявителя;

  • размер чистых активов Заявителя превышает сумму займа или будет предоставлено обеспечение на сумму займа

Для оценки соответствия проекта критерию «Качество и достаточность обеспечение возврата займа» осуществляется, в частности, экспертиза по следующим параметрам:

  • Соответствие предоставленного Заявителем обеспечения возврата займа требованиям Стандарта Фонда «Порядок обеспечения возврата займов, предоставленных в качестве финансовой поддержки проектов», предъявляемым к качеству и достаточности обеспечения

  • Заявитель способен предоставить обеспечение возврата займа в объеме основного долга и подлежащих уплате за все время пользования займом процентов

Для оценки соответствия проекта критерию «Юридическая состоятельность Заявителя и схемы реализации проекта», осуществляется, в частности, экспертиза по следующим параметрам:

  • Соответствие учредительных документов Заявителя, лиц, предоставивших обеспечение, действующему законодательству; соответствие схемы предполагаемых сделок по проекту действующему законодательству, включая отсутствие расчетов, проводимых с использованием средств целевого финансирования Фонда, через кондуитные компании, зарегистрированные в низконалоговых юрисдикциях, или с целью перечисления средств займа бенефициарным владельцам;

  • прозрачность состава участников (акционеров) / бенефициарных владельцев Заявителя, лиц, предоставивших обеспечение;

  • отсутствие открытых судебных разбирательств или неурегулированных требований, прямо влияющих на реализацию проекта (включая разбирательства с кредитными организациями или институтами развития), или в объеме, превышающем 10% от стоимости балансовых активов Заявителя / лиц, предоставивших обеспечение;

  • отсутствие процедуры банкротства, ликвидации, реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования, присоединения, слияния) Заявителя, лиц, предоставивших обеспечение (за исключением реорганизации институтов развития и кредитных организаций, предоставивших гарантии/поручительства, а также третьих лиц, предоставивших в залог имущество);

  • наличие полномочий представителей сторон к совершению предполагаемой сделки Заявителя, лиц, предоставивших обеспечение
  • Отраслевая принадлежность проекта не соответствует перечню отраслевых направлений;

  • Заявитель не является резидентом Российской Федерации;

  • Заявитель имеет просроченную задолженность по уплате налогов и обязательных сборов в бюджет, задолженность по заработной плате перед работниками;

  • Получение займа запрещено уставом юридического лица Заявителя или российским законодательством; имеется просроченная задолженность перед Фондом и/или зафиксированные факты несвоевременного выполнения в прошлом обязательств перед Фондом;

  • Заявитель находится в процессе реорганизации (кроме реорганизации в форме преобразования, присоединения, слияния), ликвидации или банкротства

ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАЙМА

Средства, полученные для финансирования проекта со стороны Фонда, могут быть направлены на реализацию следующих мероприятий:  

  • опытно-конструкторские и опытно-технологические работы;

  • технические, производственно-технологические, маркетинговые тестирования и испытания;

  • проведение патентных исследований (на патентную чистоту, выявление охраноспособных решений и др.), патентование разработанных решений, в т.ч. зарубежное патентование;

  • сертификация, клинические испытания (клинические исследования) и другие обязательные для вывода продукта на рынок контрольно- сертификационные процедуры, а также зарубежные клинические исследования и испытания фармацевтической и медицинской продукции;

  • приобретение расходных материалов для проведения мероприятий по настоящему разделу, в том числе, сырья и ресурсов для выпуска опытных, опытно-промышленных партий, испытаний оборудования и технологии до запуска в серийное производство – в объеме до 20% от суммы займа
  • обеспечение необходимой адаптации технологического оборудования и инженерных коммуникаций, включая разработку технической документации, для обеспечения внедрения результатов разработок в серийное производство;

  • проектно-изыскательские работы, сбор исходных данных, разработка концепции строительства/ремонта зданий, сооружений, коммуникаций для организации производства;

  • разработка проектной документации для объектов капитального строительства, включая проведение экологической и иных необходимых экспертиз, получение необходимых заключений санитарно- эпидемиологической, пожарной и др. служб, подготовку и получение разрешения на осуществление градостроительной деятельности
  • Приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности (лицензий и патентов) у российских или иностранных правообладателей.
  • Приобретение в собственность6 для целей технологического перевооружения и модернизации производства российского и/или импортного промышленного оборудования, а также его монтаж, наладка и иные мероприятия по его подготовке для серийного производства
  • Приобретение или использование специального оборудования для проведения необходимых опытно-конструкторских работ и отработки технологии, включая создание опытно-промышленных установок
  • Разработка технико-экономического обоснования инвестиционной стадии проекта, прединвестиционный анализ и оптимизация проекта, не включая расходы на аналитические исследования рынка. Сертификация и внедрение новых методов эффективной организации производства (ISO 9000, LEAN и пр.)
  • расходы на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала (дирекция, бухгалтерия, хозяйственный отдел и т.д.) и установленные законодательством начисления на указанные выплаты;

  • командировочные и транспортные расходы проектной команды (стоимость проезда и проживания);

  • арендная плата за используемое в проекте имущество общехозяйственного назначения (помещения, а также движимое имущество) и расходы по оплате услуг по его содержанию (уборка снега, мусора, вывоз твердых бытовых отходов, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, ремонт основных средств), оплата коммунальных услуг (отопления, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, предоставления газа и электроэнергии), потребленных на общехозяйственные нужды;

  • затраты на охрану труда и противопожарные мероприятия, расходы на оплату услуг охраны, услуг по хранению имущества;

  • расходы на маркетинговое продвижение продукта;

  • расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг, услуг связи, комиссий банков;

  • приобретение расходных материалов для оргтехники, бумаги и канцелярских принадлежностей, хозяйственного инвентаря;

  • уплата налогов (на имущество, транспортного, земельного) и государственной пошлины в отношении имущества, используемого в проекте, и другие аналогичные по назначению управленческие расходы 

  • подготовка, переподготовка, обучение инженерного, производственного и эксплуатационного персонала для обеспечения производство
  • строительство или капитальный ремонт зданий, сооружений, коммуникаций для организации производства или общехозяйственного назначения;

  • приобретение сырья и ресурсов для выпуска промышленных партий продукции;

  • рефинансирование заемных средств и погашение кредиторской задолженности и иных обязательств, возникших до даты предоставления Займа, за исключением случаев, прямо предусмотренных Стандартом Фонда «Порядок и условия предоставления финансовой поддержки проектов»

  • уплата процентов по заемным средствам, в том числе по Займу, предоставленному Фондом для финансирования проекта

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФОНДОМ

  • Зарегистрироваться в личном кабинете заёмщика федерального ФРП

  • В личном кабинете заполнить форму резюме проекта

  • Фонд оценивает резюме проекта для проверки корректности заполнения резюме, его соответствия программе и перечню отраслевых направлений

  • Если резюме проекта не соответствует каким-либо требованиям, Фонд указывает заявителю на недостатки, которые необходимо устранить для повторной подачи

  • После прохождения экспресс-оценки проекту присваивается статус «Подготовка комплекта документов», о чем Фонд информирует заявителя
  • После экспресс-оценки заявитель готовит и добавляет полный пакет требуемых документов в электронном виде в личном кабинете. С методическими рекомендациями по заполнению документов можно ознакомиться на сайте в разделе «Документы для заемщиков» и в личном кабинете.

  • Сотрудники Фонда проверяют комплектность и соответствие документов рекомендуемым формам и методическим указаниям Фонда и акцептуют документы.

  • В случае отказа в акцептовании одного или нескольких документов заявке присваивается статус «Направлен на доработку по результатам входной экспертизы», о чем Фонд информирует заявителя. 

  • В случае непредоставления обязательных документов более 4 месяцев заявке присваивается статус «Прекращена работа по проекту», о чем Фонд информирует заявителя.

  • Проводится научно-техническая, производственно-технологическая, правовая, финансово-экономическая и, при необходимости, залоговая экспертизы по проекту.  Все экспертизы для заявителей бесплатны, проводятся Фондом самостоятельно и/или с привлечением соответствующих организаций и специалистов

  • Проводится анализ предлагаемого обеспечения займа и предполагаемых механизмов контроля целевого использования средств займа

  • В случае непредоставления запрошенных документов более 30 дней заявке может быть присвоен статус «Приостановлена работа по проекту» и комплексная экспертиза прекращается

  • После комплексной экспертизы проект выносится на заседание Экспертного совета Фонда, который принимает решение об одобрении выделения займа, направлении проекта на доработку или аргументированном отклонении заявки

  • После одобрения Экспертным советом Фонда проект выносится на рассмотрение Наблюдательным советом Фонда, который принимает решение об одобрении выделения займа, направлении проекта на доработку или аргументированном отклонении заявки

  • В случае положительного решения заявитель загружает протокол с содержанием решения Наблюдательного совета Фонда по выдаче займа по проекту в Личный кабинет заёмщика, и заявка передается в федеральный ФРП
  • Федеральный ФРП проводит научно-техническую, производственно-технологическую, правовую, финансово-экономическую и, при необходимости, залоговую экспертизы по проекту (ряд экспертиз Фонда федеральный ФРП может принять как собственные);

  • После комплексной экспертизы проект выносится на заседание Экспертного совета федерального ФРП, который принимает решение об одобрении выделения займа, направлении проекта на доработку или аргументированном отклонении заявки;

  • Если финансирование проекта со стороны федерального фонда требует одобрения Наблюдательным советом федерального ФРП, то решение о выделении займа считается принятым после положительного решения Наблюдательного совета.
  • Фонд осуществляет мониторинг реализации проекта и проверяет финансовое состояние заявителя

  • Заемщик отчитывается о ходе реализации проекта в Фонд

  • Фонд и/или федеральный ФРП осуществляет мониторинг целевого использования средств

  • Заявитель возвращает заём и проценты по займу